Следы Советской Цивилизации (trainfanat) wrote,
Следы Советской Цивилизации
trainfanat

Categories:

Боинг и Фантомас

Бегло уже касался этой темы - 2ТЭ116 на Витебском.
По прозвищам локомотивов нет единой базы данных. Полно любительских обзоров - Прозвища локомотивов. Есть какие-то сводные работы - Русский железнодорожный жаргон, Русский железнодорожный сленг.
Есть две клички:
1. Боинг - тепловоз 2ТЭ116 (он же "динозавр"), 2ТЭ10М или 2ТЭ10У, электровоз ЧС6, ЧС200.
2. Фантомас - два электровоза ЧС2 (спарка); также тепловозы 2ТЭ10Л, 2ТЭ116, ТЭ2, ТЭП60.

Каждая из них относится к магистральному грузовому тепловозу 2ТЭ116 -

Оригинальный снимок - 2ТЭ116-1673,
Россия, Санкт-Петербург, станция Санкт-Петербург-Витебский
.


И так, клички "Боинг" и "Фантомас" родились в 70-тых и 80-тых. Пришли они именно из кинематографа стран Запада. Это понятно всем. Советские люди очень любили смотреть яркие зарубежные фильмы. Просматривая их обращали большое внимание на детали быта и технику. Не преднамеренно, но образ горбатого двухпалубного лайнера "Боинг 747" был растиражирован по всему СССР. Он запал своей харизмой.


Французская комедия 1983 года "Банзай", в финале которой, нанюхавшийся кокаина пилот гражданской авиации, сажает Боинг 747 на палубу авианосца, стала лидером кинопроката в Союзе.


Посадка на палубу со второй минуты ролика.

Возможно именно этот фильм и сыграл самую большую роль в популяризации этого кривого баклажана на 1/6 части суши. Его успешный прокат совпал с началом массового внедрения на дорогах Союза новых 2ТЭ116.

Двухпалубное чудо можно было увидеть почти в каждой зарубежной картине, в каждом советском кинотеатре. Вплоть до начала девяностых. Его образ стал культовым.
К концу восьмидесятых видеозалы тоже во всю успешно тиражировали американский лайнер, демонстрацией пиратской продукции.

"Крепкий орешек" -


"Крепкий орешек -2", с его побоищем в аэропорту, даже и представлять не нужно.

Кстати, именно машина этой модели выступила подставой для наших доблестных истребителей-перехватчиков. 1 сентября 1983 года в воздушном пространстве СССР над водами Тихого океана советским истребителем — перехватчиком был сбит Боинг 747 авиакомпании Korean Airlines.

Даже в наше время, когда есть широкомасштабный доступ к справочной информации, и когда небо бывших советских республик насыщенно всякими иностранными самолётами, и то, далеко не каждый обыватель разбирается в моделях авиалайнеров.
В те же годы, народная молва носили по городам и весям СССР просто заграничное слово "Боинг", с которым прочно ассоциировался именно 747-мой. Никто тогда и понятия не имел, что там за бугром, у него уже есть своё прозвище - Jumbo Jet. Никто не озадачивался всем модельным рядом The Boeing Company. Не знали ни о каких Boeing 737, Boeing 767 и прочих.

К тому же, интересный документальный факт:

В конце 70-х годов СССР планировал закупать Боинг-747 для эксплуатации в Аэрофлоте на межконтинентальных маршрутах, прежде всего таких как Нью-Йорк - Москва. Планы так и не были осуществлены. Сохранился рисунок Боинга-747 в ливрее Аэрофлота из рекламного проспекта. В программе "Время" 11 ноября 1987 года сообщалось о подписании договора между "Аэрофлотом" и Pan American о совершении трех полетов в неделю на самолетах модели "747-200" по маршруту Москва-Нью-Йорк. На столах у участников переговоров стояли две пластмассовые модели самолёта в ливреях, соответственно, советской и американской авиакомпаний.

В 1988-ом году на почве перестроечной оттепели, советский Аэрофлот и Pan Am начали совместную эксплуатацию 747-ых на линии Москва - Нью-Йорк, пол-салона продавали американцы, пол-салона Аэрофлот, при этом в США была развёрнута обширная рекламная кампания с предложением бесплатных полётов из Москвы в Киев и Ленинград, бесплатных гостиниц, итд, итп. Всё, чтобы завлечь американо-туристо-облико-аморале. Рекламная кампания сработала, и туристов стало больше чем мог таскать панамовский 747 и отечественный Ил-62, и Аэрофлот, в лице тогдашнего Министерства Гражданской Авиации всерьёз рассматривал возможность лизинга 747-400, и Боинг конечно же с удовольствием предоставил уйму рекламных материалов, в.т.ч. изображение джумбо-джета (*ДжАмбо) в раскраске Аэрофлота с красным флагом на хвосте. Но дело клонилось уже к 91-ому году, страна пошла по женской линии, а за ней и МГА вместе с единой торговой маркой на все авиапредприятия страны. Да и гражданам, мягко говоря, в те годы было не до полётов-самолётов. В общем, плохо это или хорошо, король умер, но картинка для истории осталась.

И так, яркий образ Боинга 747 был прочно закреплён в сознании советских граждан. Ассоциировался со следующим: машина, новый, современный, горбатый, свистящий, мощный.
Доблестные советские машинисты постоянно в тепловозах не жили, в кино наведывались.
Потом приходили на работу и обнаруживали в депо свеженький локомотив 2ТЭ116. Возникали те же ассоциации: машина, новый (как по промышленному дизайну, так и по изготовлению), мощный и горбатый. Как оказалось, его турбокомпрессор ещё свистел как реактивный двигатель.

Свист турбин двигателей самолёта, с 0:13 -


Взлёт 747-го -


Свист 2ТЭ116, с 0:40 -


Почти никакой разницы. )

В каком именно локомотивном депо впервые родилась кличка "Боинг" уже не установить. Но, подошла она к этому тепловозу идеально.
Единственным несоответствием является род деятельности: Боинг 747 - пассажирский, 2ТЭ116 - грузовой. Грузовые модификации Боинга и эксплуатацию 2ТЭ116 в пассажирской работе рассматривать не будем. Это частности.


С Боингом разобрались. Что же Фантомас? Вот Фантомас, собственной персоной -


Персонаж очень популярных в СССР фильмов с 1964 года. Не машина. Никогда не свистел. Горбатым не был.

Как это... -


...можно ассоциировать с этим -

Ни фантомасьей кожи ни фантомасьей рожи.

???????????????????????????????????????????????????????????



Называть Фантомасами тепловозы 2ТЭ10Л вполне приемлемо. Фантомас - это глаза на лице серо-зелёного цвета. Буферные фонари у них круглые. На глаза похожи. Вот их мордашки -


Выпускать их начали в 1961 году, незадолго до выхода фильма Фантомас. Вот персонажи из популярного кино и вошли в советскую жизнь. Кстати, в те годы, начинающую серию 2ТЭ10 "Боингами" не называли. Слово даже такое мало кто знал. Это однозначно говорить в пользу того, что "Боингом" является только 2ТЭ116.


В отношении ТЭП60, есть один убойный аргумент - характерный фантомасовский серо-зелёный окрас первых машин -


Машина была выпущена в 1960-том году, за 7 лет до того, как наши люди увидели сам фильм Фантомас. Просто так совпало, с окрасом. Потом ТЭП60 выпускали исключительно бордового цвета. Но, не исключено, что несколько первых машин сохранялось в первичном окрасе. Их было мало.
Вполне возможно представить себе ситуацию: в локомотивном депо, после просмотра французской комедии, решают что выдать под поезд. На фоне сплошной бордовой массы вызывающие смотрится белая ворона - серо-зелёный Тапок (ТЭП60). О! Фантомас! Давайте Фантомаса дадим!

Выпуск грузового тепловоза ТЭ2 прекратился в 1955 году. Почему его тоже назвали Фантомасом?
В питерском музее, на Варшавском, я его таким нашёл, серо-зелёным -

Не знаю, аутентичный ли это окрас, или фантазии музейщиков.

Фантомас в СССР был дико популярен и клички его имени лепили куда только могли.

Старые пассажирские электровозы ЧС2 тоже не брезговали серо-зелёной гаммой -

К тому же: лысенький, лобастенький, ядовитенький, глазастенький.

В отношении локомотивов 2ТЭ10М, 2ТЭ10У, ЧС6 и ЧС200, кличка "Боинг" вообще применяться не может, как на мой взгляд.
Во-первых, все они не являются характерно горбатыми. К тому же, грузовые тепловозы серии 2ТЭ10 вообще не свистят.

Супер звук: Тепловоз 2ТЭ10У-0220 близ ст. Резекне - II -


Они бубнят на низких частотах из-за того, что оборудованы совершенно другими дизелями. С 2ТЭ116 они унифицированы, кабина одинаковая. Но, отсутствие двух характерных черт: горбатости и свиста, напрочь лишает их права называться Боингами.
Есть свистящие десятки - 2ТЭ10МК, с коломенскими дизелями, как у 2ТЭ116. Но, из-за ограниченной партии в 20 машин, вряд ли они внесли хоть какую-то свою лепту в рождение и закрепление в обиходе тепловозной клички "Боинг". К тому же, их крыши не были горбатыми. Просто, по истечению времени, примазались к прозвищу.

ЧС6 и ЧС200 - пассажирские электровозы. Не горбатые и не свистящие. Никаким топливом не заправляются.



Возможно кличка "Боинг" стала применяться к ним из-за занятости на пассажирских перевозках. Что не свойственно грузовому 2ТЭ116. Обе эти серии работали только на главном ходу Октябрьской ж.д., между двумя столицами, и были заняты сугубо на пассажирских перевозках. Для восьмидесятых годов прошлого века являлись ультрасовременным подвижным составом. Возможно мы просто имеем дело с параллельным рождением прозвища.
Можно подобрать общие ассоциации: новый, пассажирский, современный, связывающий только крупные города, работающий только на линиях с большим пассажиропотоком.

Как бы там ни было. Почти весь вышеупомянутый подвижно состав уверенно ушёл в прошлое. В ходу пока остались лишь 2ТЭ116 и 2ТЭ10. Их кабин, с обратным уклоном лобового стекла, уже давно не делают. 2ТЭ10 не производят вообще. Делают 2ТЭ116У, 2ТЭ116УМ, 2ТЭ116УР, 2ТЭ116УД. С главного хода страны ЧС6 и ЧС200 уверенно вытеснили ЭП20.

На данный момент, из производящегося, единственным локомотивом, который соответствует прозвищу Боинг, является 2ТЭ116У -

Он, хоть и свистит, как его предок 2ТЭ116, но внешне уже не тот. Я не имею в виду форму кабины. Крыша другая!
Появился второй горб, выровняв визуально профильную проекцию машины.

Раньше он более походил на переднегорбый Боинг -



Tags: Российские железные дороги, Россия, подвижной состав
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments