Следы Советской Цивилизации (trainfanat) wrote,
Следы Советской Цивилизации
trainfanat

Categories:

Туристские поезда в СССР (1)

Тема Туристский поезд «Днепропетровск» осветила куда водил групповод своих подопечных в Ленинграде. Экскурсия по злачным заветным местам Владимира Ильича, и по его тайным тропам. Это просто попался билет на турпоезд с тематической революционной программой. Не думаю, что проводники вагонов встречали своих пассажиров в комиссарских кожанках, в красных косынках и расстреливали их за неявку в вагон-ресторан на завтрак.


Снимок с персонального сайта Татьяны Шеломовой и краткое описание советского туристского поезда: "... железнодорожный круиз в 1976-го года на туристическом поезде продолжался три недели. Мы проехали по маршруту: Ленинград - Оренбург - Ташкент - Фергана - Самарканд - Бухара - Душанбе - Ашхабад - Чарджоу - Волгоград - Ленинград.
Купе, в которое я попала, оказалось смешанным – две женщины и двое мужчин.
Была у нас в стране такая странность – в гостинице вы, не могли поселиться в одном номере с посторонним мужчиной, а в купе поезда и в каюте теплохода сколько угодно.
В поездках мне почти всегда везло на людей. И в этот раз тоже. Три недели наша купейная разнополая разновозрастная компания жила душа в душу. Я была самая младшая, и меня все опекали.
В вагоне все быстро перезнакомились и сдружились.
Среди туристов были и пожилые люди, не побоявшиеся бытовых неудобств и физических нагрузок"
.
[Весь репортаж из турпоезда по ссылке]
Есть у автора и свой питерский ЖЖ - http://shelomova.livejournal.com.


Возили не только к холодным водам Балтики. Возили и от этих берегов. Возили народ по всей стране. В изучаемых старых расписаниях нашёл интересные маршруты туристских поездов в Крым.
Приступим к рассмотрению.

Взгляните, на 1982 год (То же расписание, что и в теме Через Керченский пролив поездом. Как оно было в СССР. Часть 2) -


Выехали себе из Киева в удобное вечернее время и покатили в строну Тернополя. Проехав его, на 14 часов остановились в Брюховичах, на день, с 10:50 до часу ночи следующих суток.
Я о Брюховичах никогда раньше и не слышал. Смотрю, что это: посёлок городского типа, курортно-рекреационная местность. До 90-х годов на территории Брюховичей размещалось около 20 детских стационарных пионерских лагерей министерств и ведомств СССР, 7 постоянно действующих профилакториев при них, а также 13 санаториев и баз отдыха. И есть там, по всей видимости очень полезный, Брюховичский лес.



Что ещё пишут: "На склоне крутой горы, возвышающейся над кладбищем у южной окраины Брюховичей, среди сосен и буков возвышаются серые стены с бойницами, поражая туристов своим видом. Это - стрелковые галереи одного из фортов Львова, построенного австрийцами перед Первой мировой войной".

Уже понятно: в Брюховичах было чем заняться. День пролетал быстро. Может какой язвенник и оставался недовольным, но не думаю, что таких было много.
Наверняка, обед и ужин организовывали на свежем воздухе. Учитывая влияние лесного воздуха аппетит был зверским.
Туристов не выгоняли из поезда и не оставляли предоставленными самим себе. Приём производился на специальной турбазе. Была какая-то программа с перерывом на отдых и гигиенические процедуры.

Усталые и довольные покидали Брюховичи в час ночи, сразу проваливаясь в крепкий сон.

Пока спали поезд, к половине девятого утра, переезжал к берегам Днестра, в Ломачинцы -


Одного взгляда на местность уже достаточно для того, чтобы понять: увеселительная программа длиною в 20 часов, с 08:29 по 04:10 утра в этих живописных Ломачинцах, была не лишней и насыщенной.

У местных селян даже есть своя страничка ВК - Село Ломачинцы. Стырил оттуда пару злободневных фоток -





Вот тут и проводили весь день. Снова туристов испытывали обедом и ужином на свежем воздухе. Вполне возможно, что были и рыбалка и дикие пляски у костра.

И тут - загадка. Следующей остановкой на 17 часов времени, с 05:25 по 22:11, обозначено Мукачево. Но, оно находится в Закарпатской области, на расстоянии 343 км от Ломачинцев, по прямой. Видимо это уже было через сутки пути.
В Мукачево тоже отдыхали весь день. Но, не одним лесом дело ограничивалось. Уже было что и в городе посмотреть. Возможно и в местный кино-концертный зал заходили -


Потом снова ночь ехали, и к 06:28 утра оказывались у реки Прут, в Яремче (Ярамче, Яремча), застряв там больше чем на сутки. Как пишут: "Сегодня Яремче — известный низкогорный климатический и горнолыжный курорт, центр туризма и отдыха на Прикарпатье. Город окружен горами, которые на севере и юге переходит в живописные холмы, покрытые густыми хвойными и лиственными лесами. Здесь расположены многочисленные санатории, в том числе для больных туберкулёзом легких, дома отдыха, туристические базы и гостиницы".

Покинув Яремче, заезжади на 12 часов в Черновцы. В которых с 10:20 до 21:50 ошивались по городу и городским музеям. Не знаю, были ли там какие-то квартиры подпольщиков-революционеров, но по бандеровским явкам туристов не возили.
Питались, может быть, в ресторанах -


Из Черновцов катили прямо в Кишинёв. Тоже на день. Стандартная процедура: ночью спим и едем, днём отдыхаем и питаемся. Поздно вечером выезд в Крым. Сутки пути через Одессу, Николаев и Херсон, и к 07:26 утра - в Севастополе.



В Севастополе график обрывается. Мы не можем проследить через день, два или три, туристов везли дальше. Судя по всему, в Крыму они застревали надолго и кружили по всему полуострову. Так как видны маршруты в Евпаторию и Феодосию.
Не исключено, что различные туристские поезда временно объединялись.

Если посмотреть расписание за 1979 год, то из шапки понятно: это был маршрут из Киева, через Галицию, Молдавию и Крым на Волгоград -






Даже был туристский поезд "Феодосия - Сухуми" -

Для желающих подышать черноморским воздухом в различных горах: Крыма и Кавказа.

Возвращаясь, к 1982 году, видим "Севастополь - Волгоград" через Керченский пролив -


Длина состава на переправе была определена в 16 вагонов -


В поездах этих никакие мажоры и подпольные миллионеры не ездили. Исключительно трудовой народ. Билеты стоили копейки. Львиную долю оплачивали профсоюзы.
Интересно, во сколько бы обошёлся сейчас подобный тур? Даже если ехать в обычном купейном вагоне.

*************************************************************************************************************************
Из путевых записок
«24.05.1976
Сейчас поезд идет через Каракумы. Льет проливной дождь с грозой.
Пустыня совсем не то, что я ожидала.
Я думала, она - сплошные пески, а на самом деле пески чередуются с зарослями саксаула, тамариска, можжевельника, травы и колючек.
Чтобы защитить железную дорогу от песков, по краям дороги квадратами посажена осока.
Иногда можно увидеть сусликов у норок.
Когда мы стояли на очередном разъезде, то успели нарвать цветущего серебристого саксаула. Он цветет розовыми и желтоватыми шариками, листочков нет. А пустынный можжевельник растет кочкой и цветет розовато-сиреневатыми цветами.»


Во время наших переездов поезд часто и подолгу останавливался на разъздах. Обычно мы выходили из вагонов, чтобы размяться или позагорать. Если это случалось возле населенных пунктов, то к месту стоянки подтягивалась местная мужская молодежь, рассаживалась неподалеку и смотрела на нас, как на нечто диковинное.





Туристские поезда в СССР (2)


Tags: МПС СССР, СССР, подвижной состав, туристские поезда
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments