Следы Советской Цивилизации (trainfanat) wrote,
Следы Советской Цивилизации
trainfanat

Categories:

Туристские поезда в СССР (3)

Вторая часть темы о туристских поездах была закончена словами: "...бегло изучили европейскую часть СССР. Дальний Восток и Среднюю Азию ещё и мелко не копали. А там тоже были туристские поезда..."


* Снимок взят из современных реалий.

Вот, некоторые нашлись в служебном расписании ПДС Приднепровской железной дороги за 1971 год: №189/190 "Ленинград - Москва - Ереван" и №189/190 "Алма-Ата - Киев" / "Ташкент - Киев". Рассмотрим их маршруты подробнее.

Довольно интересный маршрут из Ленинграда, через Москву и Харьков, на Кавказ: в Ереван, Баку, Тбилиси, Батуми и Сухуми.

Выезжал из Северной Пальмиры в час сорок ночи. Ночь и день ехал до Харькова -


Вторую ночь, фактически без остановок, чесал через Донбасс -


Приезжал к половине девятого утра в Ростов-папу, где стоял около шести с половиной часов -


Где же завтракали туристы? Вполне возможно, что, как и в предыдущий день, принимали пищу в поезде.
Кто-то в купе точил консервы -


Кто-то кур и нехитрые отварные вещи -


1000000%! - жевание продовольствия в купе вагона было! Советские люди в поезд, даже в туристский, без еды не садились! Тем более - без бутылки.

Несмотря даже на то, что в составе поезда был вагон-ресторан -


Эти кулинарные снимки взяты из темы "Американец из Сиэтла путешествует по Дальнему Востоку и Сибири в 1991 г. Часть 1" от humus

Дано полное представление о кухне советского вагона-ресторана -


Также можно видеть железнодорожные реалии тех времён. Спасибо людям, что сделали и сохранили такие снимки.

Во всех туристских поездах существовал определённы распорядок дня. Один мы уже рассматривали в теме Туристский поезд «Днепропетровск».

В Ростове видимо была какая-то местная экскурсия. Автобусы подавались к вокзалу.
Что можно было посетить? Наверняка то же, что и сейчас. В этом плане Ростов особо не изменился. Предлагались и предлагаются обзорные, тематические, литературные и природоведческие экскурсии. Куда именно могли возить на 5 часов пассажиров туристского поезда? Скорее всего, на обзорную "Город у тихого Дона", в котором "...Туристы совершат прогулку по красивой набережной, побывают на главных площадях Ростова, увидят необычные по архитектуре купеческие особняки и главный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Маршрут экскурсии пройдет по улицам бывшего армянского города Нахичевани, туристы посетят мемориальные комплексы, посвященные событиям Великой Отечественной войны..."

Далее на пути туристов-путешественников лежали Грозный, Дербент и Баку. В Баку прибывали к четырём утра, отправлялись только в 18:10.

Схема пройденного маршрута -


Железнодорожный вокзал Баку -


Сейчас Баку входит в тройку самых популярных городов бывшего СССР. Третье место, после Минска и Алма-Аты.
В те годы было не хуже. Центра Алиева ещё не было, но Старый город и Девичья башня народ в себя манили.



[Справка]Над возрастом и назначением стоящей на краю Старого города Девичьей башни (Гыз галасы) ломает голову не одно поколение историков. Построенная не позднее XII века, она не очень удобна для обороны и вряд ли могла служить обсерваторией. Горожане обожают загадочный монумент.

И куда же без местной кухни -


Венец маршрута - Ереван -


Кроме клумб "Слава КПСС!" в городе можно было утонуть во впечатлениях -


Даже Нерон финансировал строительство местных храмов!
Маленький Парфенон Гарни на краю ущелья -


[Справка]...единственный на территории бывшего СССР образец эллинистической архитектуры долго сто­ял в руинах, пока его не восстановили в 1976 году. И тогда перед всеми предстал маленький Парфе­нон с 24 колоннами и барельефа­ми. Рядом — раскопки летней резиденции армянских царей с покоями, банями и мозаикой. Гарни эффектно рас­положен на краю огромного ущелья с необыкно­венным видом на отвесные склоны и горную реку Азат...

Далее: светлые дни в Тбилиси и Батуми -


Железнодорожный вокзал Тбилиси -


"Что можно было посмотреть в Тбилиси?" - этот вопрос даже стыдно задавать.

Дворец Дареджан ... -


... средневековый Старый Тбилиси, крепость Нарикала, Сионский собор, Метехский храм Божьей Матери, серные бани и много много другого. Дня точно не хватит, чтобы всё увидеть. Туристов возили на обзорную экскурсию по городу.

Естественно кормили не чем попало -

Полагать, что советские туристы уезжали из Тбилиси голодными, для этого нужно быть идиотом.



В Батуми было не хуже. Поезд на ул. Чавчавдзе, 1980-е -


Этот снимок взят из темы "Очарование советского Батуми" от visualhistory

Далее воспользуемся снимками из интересного материала "Батуми. Улица Ильи Чавчавадзе" от b_tavberidze

Снимки из прошлого: вокзал Батуми -


Поезд прибывает на железнодорожный вокзал, которого уже нет! -


ВЛ8-624, который попал в кадр выше, до сих пор в строю -

Работает в ТЧ-6 Тбилиси-Сортировочный. Грузинская железная дорога.

Из Батуми ехали в Сухуми -


Вокзал Сухуми был таким -

Снимок из темы "Сухуми первой половины 1980-х" от humus

Кому интересно состояние вокзала в 2008 году, можно посмотреть в теме от varlamov.ru "Заброшенный вокзал в Сухуме".

Как там дальше туристский поезд возвращался обратно в Ленинград, хрен разберёшь. Понятно, что через Сочи. С какого боку там прицепка из Феодосии - так и не понял.

Отличный тур по Кавказу. Сел себе у брегов Невы на поезд, и поехал с ветерком окунаться в южный колорит. Новые знакомства, шашлык-машлык, душевные походы по достопримечательностям и посиделки в купе.
Великолепные вина Кавказа были? Сами ответьте на это вопрос!



Железнодорожные традиции, они такие.
Император Николай II и цесаревич Алексей в вагоне-ресторане царского поезда. 1915 год -


[Алкогольная царская справка]«Завтрак подавали в полдень… Император входил, приветствовал собравших и направлялся к столу с закусками… На закуску подавали красную икру, копчёную рыбу, селёдку и маленькие сэндвичи. В закуску включались два или три горячих блюда: сосиски в томатном соусе, горячая ветчина, драгомировская каша и т.д. Император выпивал две рюмки водки и брал себе маленькие порции закусок. Императрица считала вредным начинать завтрак с закусок и не подходила к ним».
«…во время завтрака император пил только мадеру – большой стакан специально выбранной марки. У его стола всегда ставили бутылку этого вина. Он терпеть не мог, когда вино наливалось слугой, ему казалось, что слуга делал из этого слишком важное событие, и всегда наливал себе сам. Гостям вино наливали лакеи; они пили мадеру или белое или красное вино, как и в других странах. За обедом выбор вин был более разнообразен».



Алма-Ата (Ташкент) - Киев -






На этом маршруте было не менее интересно: из Алма- Аты и Ташкента в Киев, через Саратов и Харьков -


Куда именно привозили в самом Киеве жителей Казахстана и Узбекистана можно видеть во второй части. Это была специализированная база отстоя туристских поездов.

Вокзал Алма-Аты: "Туризм - лучший отдых!" -


Вокзал Ташкента -


И прекрасный советский светлый Киев -


Как видно из расписания, обратно туристский поезд шёл по другому маршруту. Вполне вероятно, что это был какой-то кольцевой тур. Из Киева вполне мог себе ехать, хоть в тот же Ленинград. Или ещё куда. Нужно смотреть архивные расписания по другим железным дорогам. В первую очередь проверить старые служебки по Юго-Западной. Если в Киеве была своя отдельная база отстоя туристских поездов, значит - именно к ней сходились пути большинства путешествующих.


Tags: МПС СССР, СССР, туристские поезда
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments