Следы Советской Цивилизации (trainfanat) wrote,
Следы Советской Цивилизации
trainfanat

Из России в Крым, в недавние времена

Страна растёт, мы растём, что-то изменяется кардинально, что-то остаётся стабильным. Вцелом прошедшие годы - это уже история. Насколько правдиво их опишут в историографии - дело совести историографов, так называемых историков. Чем ближе был очевидец к произошедшим событиям, тем лучше.
Меня всегда интересовало, как россияне, которые или плохо помнят, или вообще не знали СССР, или никогда не были в УССР, или уже на "незалежной" Украине, как они воспринимают постсоветскую Украину, частью которой некоторое короткое время был Крым. Казалось бы, и там и там русские люди, но разные страны, и региональные особенности уже воспринимаются как иностранные.
Очередной интересный материал от serzh_zaguman о поездке в Крым на поезде №261 "Нижний Новгород-Симферополь" в 2008 году.
Я постараюсь дополнить его рассказом о своей поездке, которая состоялась годом позже, на скором №25 "Москва - Евпатория", одновременно комментируя. К сожалению, как это часто бывает, снимки того вояжа куда-то делись на старом ноуте или компьютере. Остались лишь несколько.
Итак, поехали: скорый поезд от УЗ №25 "Москва - Евпатория" был одним из самых страшных украинских поездов, сродни поезду "Харьков - Владивосток" -



Попал я на него абсолютно случайно, так как билет приобретал не сам лично. В те годы все сезонные (летние) крымские поезда формирования РЖД ходили с Киевского и Курского вокзалов. Украинские круглогодичные - прибывали только на Курский , и уходили оттуда-же обратно. Все круглогодичные были формирования Приднепровской железной дороги, кроме №7/8 "Санкт-Петербург - Севастополь". Более подробно это было освещено в теме "Лебединые хрипы Приднепровской".
Как оно там точно получилось, я уже не помню. Помню, что спешил в Севастополь на День ВМФ, к автопробегу с Ночными Волками, а билетов на нормальные места в Симферополь не было. Пришлось брать куда поближе. Какие-то друзья (знакомые) родственников купили мне билет на сайте РЖД, пока мы ехали на дачу жарить колбаски и пить пиво. По телефону озвучил, что билет нужно взять с Киевского вокзала, на поезд РЖД, но телефон оказался испорченным, или попросту мест нормальный не оказалось. Заказ выполнили иначе.

Днями позже, заехал на Белорусский вокзал и, по присланному СМС-кой коду, добыл из билетомата заветный глянцевый бланк из красивого плотного картона с отрывным талоном.
Стоимость нижней полки в купе составила менее 4000 рублей -


На сердце моментально возник холод, когда увидел это -


Москва - Курская! Скорый поезд №25!

В холодное летнее утро дождливого дня Курский вокзал выглядел неприветливым -


На посадку, к первой платформе, притащили синие чудо из замызганных вагонов. Проводника у вагона вообще не обнаружилось. Пришла какая-то тётка в спортивных штанах, молча открыла дверь и молча ушла прочь...
Зашёл в вагон и обнаружил, что оказался в ГДР-овском Аммендорф, отделанным белым пластиком. В таких вагонах ещё герои картины "Спортлото-82" с Курского вокзала в Крым ездили -


Только у них софиты в купе были и работали. В моём купе на месте софитов оказались декоративные фанерки.
Поезд отправился в 08 часов 27 минут. И только потом пришла одинока вялая меленькая проводница. С томной ленью взяла мой билет, посмотрела на него удивительно и сказала: "А я таких ещё не видела!". Посмотрев и потерев очередную новинку в своей жизни, не долго думая, сложила картонную красоту, надорвала её и забрала с собой.
- Девушка, там талончик сбоку отрывается! Вы его себе оторвите, а билетик можете оставить владельцу, - попытался вразумить хозяйку вагона.
- У нас правила такие! И нечего их менять! - ответила, как отрезала.

Дождь за окном пускался всё сильнее, быстро мелькали пейзажи Подмосковья. Мы неслись на юг.

В Туле подсел попутчик.

К Курску выглянуло солнце и нам уже было очень хорошо -


Щедрые дары Курской дуги и синие пыльные занавески УЗ скрашивали наш путь -


Ехать было весело, даже хорошо!

Вы не подумайте чего плохого, всё было вполне прилично -


Никто не нажрался сдуру, по вагону не бегал, в туалетах мимо цели не гадил.

Тут пора вернуться к тому, что написано у serzh_zaguman: "Мы взяли каждый по плацу и принялись за уборку. Подметая пол находил в рундуках какие-то не понятные бумажки, попробовал прочитать-по-украински написано! Вот чувствуется -международный поезд!!! И, выкинув их в коридор, продолжал подметать.
-Ой, что –ты, что - ты замахала руками какая –то проходившая кадровая толстушка - Зачем ты их выкидываешь? Это же миграционные карты! Их вечно не хватает!!! –И выбрав их из мусора также быстро исчезла как и появилась..."

Действительно, пришлось бегать искать бланк миграционной карты. Мне было проще, я сдавал российскую миграционку, а соседу нужно было заполнять украинскую.
Уже перед Харьковом, после Белгорода, зашёл к нашей проводнице в купе. Что увидел: сидит, свои короткие ноги выложила на стол, и курит. Если кто обращал внимание, что в Евпатории у многих девушек короткие ноги, которые выразительно короче относительно длины туловища, тот вполне представит себе эту картину. Проводница, как раз и была из евпаторийского филиала симферопольского ЛВЧД. Объясняю: человеку карту нужно миграционную заполнить. Выдайте карту!
Принесла она кару уже тогда, когда таможенники (пограничники) досматривали наше купе. Думал, сейчас попутчик быстренько её заполнит. Хрен там! Карта оказалась только на украинском и английском языках! Ну как понять россиянину, который никогда не учил в школе украинский язык, что графа "стать" - это "пол". Он то догадался потом, по слову "sex", но были и другие слова в колонках. Пришлось быстро помогать.
Основной денежный турист в, тогда ещё украинский Крым, ехал российский, и для людей даже не было сделано такой мелочи, как бланк миграционной карты на русском языке. Это несмотря на то, что Украина состоит в СНГ и на её территории, в те годы, русский язык официально имел статус языка межнационального общения.

Едем дальше.

serzh_zaguman: ...Я живо оделся и выглянул в окно. Светало. Мы стояли на какой- то оцепленной территории, обнесённой по периметру забором с колючей проволокой. Кругом стояла тишина, как в вагоне так и вокруг. Скоро пришли пограничники и таможенники, проверили документы, бегло осмотрели служебные помещения и прошли в салон проверять пассажиров. В одном из купе произошёл небольшой спор между пограничниками и нашими пассажирами, последние в адрес первых выставили обвинение, на что пограничники отшутились : « Ну шо же вы от нас хотите? Мы же вражеские погхраничники!»...

- В нашем случае наблюдалось нечто подобное: без клоунады, но и без нахмуренных рож, украинские пограничники пропустили всех без проблем. Люди сделали свою работу и были таковы. Фактически это была общая тенденция тех лет.

serzh_zaguman: ...Поезд останавливался, с волнением спустился на иностранную землю и вздохнул заграничный воздух. Кругом сновали украинцы и что-то непонятное боромотали исковерканными русскими словами. Первое, что развеселило –надпись на колонне «виiзд до мiста для iнвалiдiв на колясках по колiийному переiзду» -вроде все понятно, но какая шифровка! Мои наблюдения прервал какой-то мужичок:
- Це яка платформа?
-Чтоо???О_о –от неожиданности спросил я.
- Це яка платформа?
-Чтоо???О_О-переспросил я непонимая. И тут мужик понимает, что это российский поезд и это русские проводники и переводит:
-ЭТО КАКАЯ ПЛАТФОРМА?
-Аааа! Не знаю! Я здесь первый раз!-вообщем зря мужик старался=D

- В этом вопросе можно сослаться на материал предыдущей темы: "...мои друзья из Питера, оказавшись в похожей ситуации, просто, без всякого ехидства добродушно ответили: извините, не здешние, мы не сразу можем понять, что вы хотите, повторите вопрос. Это было в диалоге с одной женщиной из-под Полтавы. Приехала к детям, со всеми общалась на суржике, и все её понимали на улице. Так как знают и общаются не первый год. Попала на жителей Северной Столицы, вышла заминка. Когда дошло, что люди не местные - перешла на русский..."

serzh_zaguman: "...Чудная страна! Вроде что- то близкое к России, но что -то не то. Первые украинские пассажиры. Предъявили странные украинские билеты, разобраться на украинском вообщем - то не сложно. Прошёл меняла-разменщик денег.
-Молодой человек -обратились мои пассажиры - а где вы нам посоветуете деньги менять?
-В банке! Меняйте в банке! Надёжнее!.."

- Да, украинские билеты, по сравнению с билетами РЖД смотрятся убого. Просто блёклые неказистые бумажки с очень низким качеством полиграфии и печати. Оно хоть и не имеет особого практического значения, но приятней, когда твой билет упакован в красивую непромокаемую обёртку, с прозрачным окошком, остаётся с тобой всю дорогу, по нему можно накапливать бонусы и даже можно купить лотерейный билет -

Отрывные стикеры (корешки) имеют удобное практическое значение для проводников.

serzh_zaguman: "...Услышать объявление об отправлении поезда на украинском языке было тоже необычно: «Швидкий поезд номер 261 Нижний Новгород-Симферополь видправляэться з третий платформи чверти колии» «Швидкий-звучит как швецкий-подумал я- наверно «швидкий»- это русский! Хотя нет.. скорее международный…. А может быть от слов «прыткий, шустрый» то есть скорый? Точна! Скорый!»
Мы ехали по Харькову, в глаза кинулся билборд: «Шукаэшь роботу? Телефонуй!»=D Смешно и понятно, телефонуй
- значит звони! Вот так мы скоро и украинский выучим! Проехали трёхуровневую железнодорожную развязку - такое я пока видел впервые! ..."

- Сразу о харьковской железнодорожной развязке. Красива -


В отношении реакции россиянина на украинский язык - вполне здравая. Следует заметить, что на постсоветской Украине он воспринимался точно также, вплоть до начала двухтысячных. Какой-то чудной и мало кому интересный. Потом пошло искусственное насыщение, в итоге к нему просто привыкли, что он есть. При определённых условиях он также начнёт исчезать по всей исторической Новороссии, как уже исчез в Крыму.

serzh_zaguman, снова в отношении билетов УЗ: "... Пришла Галина и рассказала как работать с украинскими билетами. Они однослойные и их необходимо возвращать пассажиру, также их особенность в том, что их можно купить без паспорта и передать любому человеку.
-Вот ведь экономные, поскупились на слип проводника!..."

- Был такой руководитель УЗ - Георгий Николаевич Кирпа. К сожалению, его убили 27 декабря 2004 года. По официальной версии, яко-бы застрелился. При нём была именная продажа билетов, по паспортам. Её то отменяли, то вводили снова.

serzh_zaguman: "... Сделал утреннюю уборку. Это больше напоминало какой -то аттракцион, пути на Украине были просто отвратительные! Вагон бешено расколбасивало из стороны в сторону, тут сам только так летаешь, не то, что ведро с водой..."

- Так оно было, есть и ещё долго будет. Сразу, как заезжаешь на территорию Украины, то ли с Курского хода, то ли со стороны Белоруссии, это сразу начинает чувствоваться. Я не буду приводить в пример главный ход Октябрьской ж.д., даже по сравнению с обычными российскими магистралями украинские сильно проигрывают. Даже главный курортный пассажирский ход Украины "Харьков - Запорожье - Мелитополь", и тот в плохом состоянии. О тепловозных магистралях и говорить нечего. Как-то после путешествий по России, в 2001 году, сразу же поехал в Одессу из Симферополя, через Херсон и Николаев. Это был просто ад. Гражданам Украины, которые никуда за пределы своей страны не выезжали, этого не понять.

serzh_zaguman: "...На одной и станций мимо стояла красивая современная электричка, каких в России у нас нет, а так вся «українська залізниця» настолько раздолбана и расшатана, что наши поезда выглядят просто конфеткой! Судя по тем поездам, что пролетали мимо, денег у страны нет даже на покраску-она прямо слоями сыпется..."



- Эта "современная" электричка в разы хуже самых плохих демиховских и торжокских. Их сделали на Луганском тепловозостроительном заводе ограниченной партией - всего 50 составов, 35 для постоянного тока, 15 - для переменного. И морды первых электропоездов поездов были далеко не такими.
Именно такую "Жемчужину" позорно угнали на Украину в последние дни февраля месяца 2014 года. За ней никто и не заплакал. Тем более, оперативно заброшенная в Крым ЭД4М - 0415 сразу затмила её своей красотой.

serzh_zaguman: "...По вагону периодически стали шарахаться подозрительные личности, предлагая что-нибудь купить, поменять деньги..."

- Это добра там навалом. Одно время в тех краях работал заботливый мошенник. В купе вежливо стучал мужик. Это было зимой, он одет был в брюки и рубашку, яко-бы едет в поезде, яко-бы пассажир. Открывшим доверительно сообщал, чтобы были осторожны и закрывались на специальную оттопыривающуюся из двери хрень, так как в поезде уже обворовали соседей, унесли все ценные шубы и пальто. Потерпевшие в соседнем купе уж пишут в милицию заявление по поводу кражи. Потом наивно предлагал выделить пострадавшим небольшую сумму денег, скинуться на покупку тёплой одежды. Естественно, находился ЛОХ, который сердобольно спешил оказать посильную помощь.

serzh_zaguman: "...Мы ехали по берегу Каховского водохранилища. Очень любопытно было смотреть в окно, так как вода начиналась сразу за насыпью. Откинувшись её не было видно и появлялось ощущение, что ты плывёшь по водным просторам..."

- Да, знатные места. Живописные. Стоит обратить внимание на тот факт, что вода там по обе стороны железнодорожной насыпи.

serzh_zaguman: "...Мелитополь я встречал не заходя в салон. Пассажиры спокойно прогуливались по платформе, когда из вагона выскочил какой-то парень, а за ним в догонку какой-то пассажир:
-Держите, его держиииите!!!-и оба унеслись в сторону вокзала. Как оказалось меняло обсчитал пассажира на 10 000. Да где уж тут кого поймаешь..."

- Стандартное мелитопольское явление. Нужно всем взять за правило: увидишь в поезде менялу - плюнь ему в рожу. Меняла это ещё полбеды. На мелитопольских перегонах налётчики целые вагоны газом усыпляли. Пассажиры очухивались: ни денег, ни ценностей.

serzh_zaguman: "...Мимо прошёл какой-то парень-торгаш, держа в руках, крышками вместе, литровые банки, одна с красной икрой, другая с чёрной. «Неужели в поезде кто-то покупает икру?» За ним ещё какая- то женщина с безделушками.
Галина вышла из купе. Мимо в обратную сторону прошёл парень с икрой, спустя некоторое мгновенье из тамбура послышался звон разбитого стекла и бормотание Галины.
-Представляешь! Парень-то тот банку с икрой в тамбуре разбил! - заскочила она в купе.
-Ну он хоть прибирает за собой?
-Да я его выгнала, сама всё приберу, а то ещё порежется!- накинула халат и вышла.
-Нееет ,ты посмотри чем они торгуют!!!-заскочила Галина с какой -то бумажкой - Я пошла прибирать наклонилась и смотрю с икрой что -то странное происходит, подцепила икринки на бумажку, а они сдуваются!!! Вот смотри они в зёрна превратились -на бумажке действительно находилось несколько чёрных зёрен.- Они торгуют надувной икрой! Ну, конечно, как ещё народ обманывать, продал, а пока народ прочухает его и след с поезда простыл!!!..."

- Чёрное и красное говно в банках делают из желатина, красителя и отходов от селёдки. Или как-то так. В 2007 году ехал скорым №291 "Москва - Севастополь", по этому поезду тоже подобные банки один херсонский "кулинар" носил. Хвалил: икра чёрная! Икра свежая! Спрашиваю у него, придурка:
- Настоящая?
- Да!!!
- Ты хоть знаешь сколько в наше время стоит литр чёрной икры?
- Ну, у меня всего 1000 рублей.
- А где ты её берёшь?
- Привозят мне.
- Откуда?

Дальше мы начали с него откровенно ржать.

- Чувак, ты если хочешь заработать, так это не стыдно. Так и скажи: самодельный продукт, похожий на икру осетровых. Может кто и купит сдуру.

serzh_zaguman: "...На двухминутной Новоалексеевке сели ещё пассажиры ..."

- Когда-то, кажется в 2011 - 2012 годах, в Новоалексеевке отменили многим транзитным поездам остановки. Так там началось народное восстание. Аборигены на рельсы выходили с требованиями вернуть остановки взад. Теперь, по иронии судьбы, Новаалексеевка - конечная станция для нескольких поездов УЗ.


serzh_zaguman: "...-Знаешь, я тут с подружками хочу на рынок сходить, ты пока один прибирайся...Закрой двеееерь, я выпрыыгиваююю!!! -состав медленно, но уверенно набирал ход. Мне казалось послышалось:
-О_О Чтоооо???
-Закрооой дверь, я выпрыыгиваюююю!!!
Я не поверил своим ушам и пошёл проверить вправду ли она выпрыгнула на ходу поезда, но дойдя до 7 купе я увидел в окно следующую картину…Она ВЫПРЫГНУЛА!!! И плюхнулась на платформу, отскочив от неё как надутый мяч и распласталась звёздочкой, выкинув метров на 5 сумочку…Такого шоу я не ожидал… Выглянул из вагона и увидев её живую, поднимающуюся, захлопнул дверь с видом «не, я её не знаю» и продолжил уборку..."

- Нужно будет на рынке эту историю рассказать. И пригласить Галину на рынок, с оказией. Всё теперь за рубли. Уже всё понятно. Менял искать не нужно. Должна выпрыгнуть ещё по Остряково, от радости.

Те же самые "икорные" несуны сопровождали нас и в поезде №25 "Москва - Евпатория". Украину мы проехали ночью. Всякие залётные торгаши начали шастать ещё с первыми лучами солнца и нарушать нам полезный и здоровый сон. Наша проводница вообще куда-то исчезла.
В Симферополь мы не заезжали, перед Остряково повернули на Евпаторию. В шесть утра прибежал какой-то дурной ревизор и начал мытарить проводников. И проводница наша сразу нашлась. Этот ревизионный гад немного подгадил моему попутчику. Дело в том, что тот ехал в Саки, даже не на грязелечение. Ехал наобум, просто на море. Я ему говорю: на кой тебе та деревня нужна? Езжай в Евпаторию. Тоже не блещет, но по сравнению с Саками - небо и земля. Не понравится, сядешь на автобус или электричку, и через полчаса вернёшься в Саки. Тот и уболтал проводницу разрешить ему проехать лишнюю остановку.
С появлением ревизора планы изменились. Вышел по Сакам. Не знаю, увидел ли он Евпаторию.
Так и завершилась та чудная поездка с проводницей-невидимкой в старом убитом купейном вагоне.
Через несколько лет 25-тый скорый вообще отменили.



serzh_zaguman: "...Мимо шмыгали странные украинские чудо-маршрутки, ни то ГАЗели, ни то непонятно что за 2 гривны, но мы решили поехать на первом попавшемся троллейбусе SKODA. Троллейбус был ужастен. Внутри все изгажено вандалами, местами за место стёкл была вставлена фанера(!) Мне почему -то сразу вспомнились наши ижевские троллейбусы- чистые, аккуратные, просторные! Даа украинцам не позавидуешь... Навстречу проезжали ещё более допотопные троллейбусы… Кондуктора здесь не было, а на стенах всё ещё висели компостеры, складывалось ощущение, что мы в прошлом веке. Под потолком мы заметили надпись «Тролейбус їздить без кондуктора. Проезд 60 копійок» Пока мы считали сколько же гривен нам надо отдать водителю троллейбус остановился на конечной, проехав таким образом всего 2 остановки..."

В отношении городского транспорта Симферополя: ещё можно увидеть троллейбусы с компостерами, и старые жёлтые маршрутки, но появилось и много новых автобусов и троллейбусов. И их становится всё больше.

Tags: Российские железные дороги, УЗ, подвижной состав
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments