Следы Советской Цивилизации (trainfanat) wrote,
Следы Советской Цивилизации
trainfanat

Железнодорожное строительство тогда и сейчас: можно ли сравнивать?

Многие задаются вопросом: почему во времена Российской империи Транссиб строили быстрее, чем современные железнодорожные линии? Часто сравнивают с современным строительством дублирующей ветки "Журавка - Боченково", так называемым "железнодорожным обходом Украины".



Для начала посмотрим на общую статистику, без деталей.

Думают так: участок от станции Миасс до станции Владивосток строился 25 лет. Ныне это 7284 километра пути по территории России. 7284/25 = 291 км в год. 7284/300 = 24 км в месяц. Хотя, нужно делать поправку на исторический маршрут, через Харбин и учесть строительные работы на Китайско-Восточной железной дороге. Выйдет совершенно другой километраж, более внушительный.

Обратимся к данным сайта transsib.ru - "Таблица 4. Финансовые итоги строительства Великого Сибирского Пути, 1891 - 1913 г."



Как мы видим: 11674 вёрст = 12454 километра с 1891 по 1913 гг. Считаем более правильно: 12454/22 = 566 км в год. Или 12454/264 = 47 километров в месяц.

Это при том, что приходилось пробивать кучу тоннелей и строить мосты при низком уровне механизации.

Впечатляет? Безусловно. Молодцы! Результаты труда предков вызывают лишь положительные эмоции.

Булкохрусты любят козырять подобным, спекулируя этими самыми положительными эмоциями. Причитают: лишь кирками, молитвами и лопатами дали стране магистраль! Как мы это всё потеряли! Если бы не проклятые большевики, уже на Аляску путь продолбили! Всё бы давно освятили и пели: боже, царя храни ... А что сейчас?!!!

И начинают сравнивать несравнимое. Многие на это ведутся.

С какой современной стройкой мы можем сравнить давнее строительство однопутной неэлектрифицированной магистрали на деревянных шпалах и костылях, без электрической сигнализации и связи?

Так, на секундочку, подумаем: какими были уклоны первых перегонов Транссиба? Каким было нижнее строение пути? Какими были насыпи и выемки? Чтобы лучше думалось, ответим на вопрос: поезда какого веса ходили по Транссибу более 100 лет назад? Как быстро ходили поезда?

Транссиб Российской империи и Транссиб СССР - это две абсолютно разные вещи. Если их между собой уже сравнивать не этично, то сравнивать строительство при Николашке с современным - вообще глупо. Да и зачем? Что это даст? О чём это скажет?
Когда-то и колёса на телегах быстрее меняли, чем сейчас на автомобилях. На техосмотр и техобслуживание вообще время не тратили. Это говорит о том, что средства передвижения сто лет назад были более развитыми?

Требования к инженерным сооружениям, нижнему и верхнему строению пути за 100 лет ужесточились в разы. Значительно вырос вес составов, возросла скорость их движения. Вырос и уровень механизации в строительстве. Строительные машины стали мощнее, их разновидностей стало больше.

Чтобы корректно сравнить имперское железнодорожное строительство с современным, нужно или в прошлое современную технику и технологии отправить, устроив в там соревнование, чтобы сразу построили Транссиб по нынешним нормам, или построить что-то в наше время, по технологии столетней давности. Оба варианта - из области фантастики.

Кроме всего прочего, следует заметить, что сроки любого масштабного строительства определяются тем, насколько велики потребности государства в том или ином объекте инфраструктуры (архитектуры, градостроительства).

В случае с Транссибом - были одни условия, с БАМ-ом - другие, с АЯМ-мом - третьи...

Если и сравнивать что, то просто ради интереса. Вот такую магистраль, тогда-то, построили с такими темпами, а вот другую, в другое время, с другими темпами. Хорошо это или плохо? Нужно ли это делать? Не знаю.

Дублирующая железнодорожная линия в обход станции Чертково имеет длину менее 123 километров -


Отвели на это счастье, под ключ, всего два года. Это 5 километров в месяц. Двухпутная линия с контактной сетью и современным строением пути явно сложнее, чем линии имперских времён.

Даже простая современная однопутная линия без контактной сети смотрится более внушительно ... -


...чем магистрали столетней давности -

- рокадные дороги Великой Отечественной более надёжными были.

Нижнего строения пути считай не было. Рыли себе по минимуму -


Верхнее строение - вообще детский лепет: по 4 костыля на кривую шпалу -


Какие-то насыпи и выемки делались -


Но, в основном, старились быть поближе к естественному рельефу. Малый вес поездов это позволял. О того в холмистой местности и кривых было больше.

Современные аналоги перегонов Транссиба столетней давности - это какие-то подъездные ветки -


Современные новые магистрали -


Что тут можно сравнивать?

Tags: Российские железные дороги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments