Следы Советской Цивилизации (trainfanat) wrote,
Следы Советской Цивилизации
trainfanat

Первые и Вторые железнодорожные ворота в Крым

Пока ударными темпами, через Керченский пролив, строятся Третьи железнодорожные ворота в Крым освежим в памяти историю создания Первых и Вторых железнодорожных ворот.

Как мы помним: первый поезд пришёл в Симферополь в 1874 году (Вокзал Симферополя). Спустя два года, после сего торжественного события, движение в Крыму было представлено всего одним почтовым поездом -

Из Путеводителя от февраля 1877 года.

Почтовый поезд №3/4 "Лозовая - Севастополь".

По главной линии туда-сюда ползал медленный чух-пых. От Симферополя до Севастополя за четыре часа! Обратно - за пять с половиной. По те временам это было быстро. Проникал этот поезд в Крым со стороны Мелитополя. По сему назовём перегон между станциями Сиваш и Солёное Озеро (Таганаш) - Первыми железнодорожными воротами в Крым.

Вот она, эта первая железная артерия крымского российского процветания -

Станция Джанкой ещё не была узловой. Ветки на Феодосию (Керчь) и Херсон только маячили в обозримой перспективе.

Более дальний план, до Севастополя -

Это карта Таврической губернии от 1880 года.

За пределами Крыма, севернее, в Новороссии, железная дорога проходила через неузловые станции Мелитополь и Александровск (Запорожье).

Изначально железные дороги Крыма (Лозово-Севастопольская ЖД) не относились к Екатерининской железной дороге.

Будущая поглотительница жила и успешно развивалась рядом, охватывая угольные и рудные бассейны, Донбасс и Кривбасс -

Карта Екатерининской ЖД (отмечена красными линиями) от 1903 года, с рекламой питерского "свечного заводика".

Взято из очерка "По Екатерининской железной дороге".

Уверенной железной поступью, под стук железнодорожных колёс, грохот вагонов и свист паровых гудков заводов и паровозов, Русская Цивилизация упорно осваивала Крым и Северное Причерноморье.

К 1916 году железные дороги Крыма стали значительно более развитыми -


За Первыми воротами появилась узловая станция - Джанкой. Поезда пришли в Евпаторию, Феодосию и Керчь.

Через Джанкой в 1916 году в Крым уже заходили пассажирские поезда дальнего следования -


ПДС: Петроград - Москва - Севастополь, Петроград - Москва - Евпатория, Петроград - Москва - Феодосия.
Появились и внутрикрымские маршруты: Керчь - Севастополь и Феодосия - Севастополь.

Ещё не изобрели электропоезда, а составы уже курсировали по нынешним пригородным маршрутам: Ново-Алексеевка - Геническ, Сарабуз (Остряково) - Евпатория -


От Феодосии до Керчи можно было лихо домчать за целых 04 часа 05 минут -


Идея соединить Джанкой и Херсон железной дорогой возникла ещё в 1914 году -"Джанкой-Херсон, постройка жд линии".

Даже хотели сделать станцию "Джанкой-2" -


К 1932 году была готова железнодорожная ветка "Джанкой - Армянск" -

Пошёл железнодорожный прорыв на Херсон. Начало реализации планов строительства Вторых железнодорожных ворот в Крым. Железные дороги Крыма уже входили в состав Екатерининской ЖД.

Нынешние угодья Одесской ЖД, Херсон и Николаев, также относились к Екатерининской -

Хоть Екатеринослав уже и стал Днепропетровском, дорога своё название пока не меняла. Сталинской она станет только 4 января 1936 года.

В тупичке "Джанкой - Армянск" что-то да ездило -

Также, как и в наши дни, с этой временной укрохунтоблокадой.

Поезд №83/84 "Москва - Симферополь (Евпатория)", по всей видимости, располовинивался по станции Сарабуз (Остряково) -


До начала Великой Отечественной войны Джанкой не успели соединить с Херсоном.

Расписание 1940-го года -

Линия строилась до Цюрупинска.

Схема Сталинской ЖД от 1944 года -


В 1945 году мы уже видим выход пассажирского сообщения за Армянск, в Новороссию -

Цюрупинск - почти под самим Херсоном, на левом берегу Днепра.

Карта СССР от 1946 года: вот вам и почти готовые Вторые железнодорожные ворота в Крым -

Фактически готовая современная конфигурация. Кроме ветки "Снигирёвка - Новая Каховка - Новобогдановка (недалеко от Мелитополя). Каховская ГЭС была закончена строительством в 1955 году, по её дамбе эта железнодорожная ветка и пошла.

В расписании за 1946 год ещё нет связи с Херсоном -

Оставалось построить мост через реку Днепр. И он был построен. Мост начинали строить ещё в 1939 году. Война отсрочила.

Золотой пряжкой для Вторых ворот стал неразводной многопролётный одноколейный Антоновский железнодорожный мост. В 1949 году строительство моста поручили железнодорожному полку. Здесь вырос поселок, была создана промышленная площадка. 12 декабря 1954 железнодорожный мост, соединивший правобережье юга Украинской ССР с Российской СФСР, с Крымом, был сдан в эксплуатацию.



Мост небольшой, но строился целых 5 лет. В разрушенной войной стране, с теми технологиями, построить такое сооружение было подвигом.

Да, нынешние строящиеся Третьи железнодорожные ворота в Крым, по своему размаху и своим техническим характеристикам, очень значительно превосходят Первые и Вторые вместе взятые. Но, не в этом дело. Все три - яркая иллюстрация очень простой вещи: что такое единая и неделимая Россия.
То ли Российская империя, то ли Советский Союз, то ли Российская Федерация - это развитие, процветание, индустриализация, движение вперёд, несмотря на недостатки в каждой из перечисленных форм государственного устройства.
Сепаратизм со всякими украинскими "незалежностями", сдобренный украинским бандеровским нацизмом - это деградация страны, территории, вымирание, разрушение, тлен и забвение, в пользу каких-то чужих расфуфыренных аглицких дядечек и тётечек.
Россия уже Третьи ворота в Крым строит, а украинские сепаратисты продолжают периодически ходить в опу, то есть - в Европу.

К 1967 году, через Вторые железнодорожные ворота в Крым, через Армянск, к Чёрному морю шли такие поезда как скорый №81/82 "Рига - Симферополь", №249/250 "Херсон - Джанкой" -

Что-то не видно завсегдатая той ветки,такого поезда как "Одесса - Симферополь". Может его тогда ещё не придумали.

Вторые ворота, естественно, уступали Первым по траффику. Но, с каждым советским годом, движение и по ним всё возрастало.
Траффик Первых ворот даже и рассматривать не будем. И так все знают: был большим.

Посмотрим на Вторые. В 1990 - 1991 годах через Армянск ходили такие поезда:
1. Скорый №27/28 "Киев - Севастополь", с беспересадочными вагонами "Брест - Севастополь";
2. Скорый №93/94 "Минск - Симферополь", с ВБС "Витебск - Симферополь" и "Гомель - Симферополь";
3. Пассажирский №181/182 "Рига - Симферополь", с ВБС "Таллин - Симферополь". Следует заметить, что был и пассажирский №259/260 "Рига - Симферополь", через Первые ворота;
4. Пассажирский №201/202 "Хмельницкий - Симферополь";
5. Пассажирский №303/304 "Кишинёв - Симферополь";
6. Пассажирский №307/308 "Черкассы - Симферополь";
7. Пассажирский №311/312 "Одесса - Симферополь";
8. Пассажирский №401/402 "Львов - Симферополь";
9. Пассажирский №519/520 "Киев - Евпатория";
10. Пассажирский №649/650 "Одесса - Симферополь";
11. Пассажирский №655/656 "Херсон - Керчь";
12. Туристский №811/812 "Одесса - Севастополь"

Плюс пригородные поезда: №6571/6574 (один-два состав дизель-поезда Д1) и №6575/6572 (6 ЦМВ и тепловоз) "Херсон - Вадим", которые сопрягались с пригородными поездами "Джанкой - Вадим" Крымской дирекции Приднепровской ЖД.

На поезде №655/656 "Херсон - Керчь" можно заострить внимание. Это был дневной/ночной поезд. Останавливался под каждым столбом. В основном использовался пассажирами-трамвайщиками, как пригородный.

Вот его расписание (1990-1991) -


Вот его схема -


Насколько всё было грамотно устроено: состав состоял, в основном, из межобластных общих вагонов с креслами. Если едешь днём - покупай самый дешёвый билет в сидячий вагон и катись в кресле, хоть весь маршрут, до Керчи. Если поездка на несколько остановок - тем более, лучше сидячки ничего нет. И не нужно платить больше.
Если едешь ночью на несколько остановок - тоже в кресле можно комфортно подремать. Ну, а для тех, кто едет ночью на весь маршрут, в Херсон, к услугам купе и плацкарта в разумных пропорциях.

Окончательно извели этот поезд при Януковиче, заменив его на жопобольный дизель-поезд с металлическими лавками - тема "Недавнее дизельное прошлое".

Также следует вспомнить и недавнюю тему про современный дневной/ночной украинский поезд-трансформер - "Через тернии в Ворохту". Где на похожем маршруте в два раза подняли плату за проезд, из-за каких-то выдвижных столиков.

Чем вам не параллели? Вполне ясно можно видеть разницу в подходе к простому пассажиру: как это делалось в СССР, и как это делается в "незалежных" условиях остатков Украины.

Вернёмся в 1967 год. В зародыше жили и Третьи ворота, в виде пассажирской паромной железнодорожной переправы.

Поезда через Керченский пролив -

Какие-то восемь пар шестисотых номеров. Видимо была какая-то особая нумерация.

Детально уже рассматривали - тема "Через Керченский пролив поездом. Как оно было в СССР. Часть 1."

С 2019 года Третьи железнодорожные ворота в Крым станут основными.

Кое что уже вырисовывается - тема "Будущая логистика железнодорожных пассажирских перевозок по Крыму".
Как оно будет точно - время покажет. Первые и Вторые ворота пока закрыты. Но, как учит история, это временно.

Tags: МПС СССР, Российские железные дороги, Россия, историческое
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo trainfanat october 30, 15:56 4
Buy for 10 000 tokens
Красные идут: Клим Жуков , Константин Сёмин, Вестник Бури, Tubus Show, Red Cynic, Борис Юлин... Уже некоторые упрекнули: красным оформлением под Кассада косишь! Разочарую: не кошу! И прежний дизайн не был уникальным. Выбор данного оформления означает простую солидарность с…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments