Следы Советской Цивилизации (trainfanat) wrote,
Следы Советской Цивилизации
trainfanat

Categories:

Подвижной состав РЖД: магистральные тепловозы (3)

К 1991 году Коломенский завод имел отличный опыт строительства пассажирских советских тепловозов серий ТЭП60 и ТЭП70. В простонародье называемые – Тапки. В его активе уже имелся и скоростной ТЭП80, установивший в 1993 году мировой рекорд скорости среди тепловозов, разогнавшись до 271 км/час. Хоть он в серию и не пошёл, грех лишний раз не полюбоваться этой превосходной машиной.

Фото отсюда.
Вот эта скоростная красота, в Питере, в МЖТ им. Чубарова на бывшем Варшавском вокзале. Прикасался к этому чуду лично. Только свои фото не могу отыскать. Будем обозревать чужое.
Второй его собрат находится в Новосибирском МЖТ.

Хоть раздел и тепловозный, не лишним было бы вспомнить и коломенский скоростной пассажирский электровоз ЭП200, созданный на основе экипажной части ТЭП80.

Фото отсюда.
Этот хранится в МЖТ на Рижском вокзале, в Москве. Тоже ходил вокруг него, стучал ему ногой в буксы. И тоже не могу найти собственные фотки сего шедевра.
Электровоз, хоть и поездил с эксплуатации с поездами, но в серийное производство не пошёл. Его списали 2009 году. Конструкционная скорость у него была 200 – 250 км/час.

Теперь о серийных тепловозах.
При СССР, до 1991 года завод сделал 244 машины ТЭП70.
С 1991 года по 2006 год продолжал уверенно клепать эту советскую серию. Уверенно построив 332 машины, которые распределились по России, Белоруссии, Литве и Эстонии. Естественно, львиная доля изделий пошла на наши железные дороги.
Последней машиной серии стал ТЭП70 – 0576, отправленный на Северную ж.д., в Иваново –


В 2007 году из цехов завода выпорхнул модернизированный Тапок, ТЭП70У – 001 –

Ему изменили морду кабины, внесли ряд конструктивных усовершенствований и дописали буку «У».
Было выпущено 26 таких машин. Сейчас все они работают на Свердловской ж.д., в Войновке.

Параллельно, с завершающими номерами серии ТЭП70, велась работа по созданию ТЭП70БС. Первая машина этой серии была построена 2004 году –

Изначально, на стадии разработки и начала строительства прототипа, эта машина обозначалась как ТЭП70А. Однако, в 2003 году было принято решение увековечить память Героя Социалистического Труда — Бориса Константиновича Саламбекова, присвоив его имя пассажирскому тепловозу.
V – значит Виктория, а БС значит – Борис Саламбеков!
На сайте «Герои страны»

Начальник Октябрьской железной дороги во время Великой Отечественной войны.

В 1942 году Б.К. Саламбеков отличился при постройке железнодорожных веток к портам на Ладоге на "Большой земле" и от ладожского берега до осажденного Ленинграда внутри кольца окружения. Когда в январе 1943 года была прорвана блокада Ленинграда и по узкому коридору южнее Ладожского озера была спешно проложена новая железнодорожная линия, Борис Саламбеков лично организовывал по ней движение поездов. Эта дорога не имеет примеров в мировой истории - почти на 20 километров пути шли по болотам параллельно линии фронта в пределах досягаемости полевой артиллерии врага, не говоря уже о дальнобойных орудиях и авиации.
Благодаря умелому руководству Саламбекова и героизму работников железной дороги врагу не удалось вывести Октябрьскую железную дорогу из строя ни на сутки. В 1943 году Саламбекову присвоено специальное персональное звание "генерал-директор тяги II ранга", а в в 1949 году "генерал-директор тяги I ранга".


Всего генерал-директоров тяги ТЭП70БС, на май 2015 года, выпущено 266 машин


На основе ТЭП70БС коломенские кузнецы сотворили и двухсекционный грузовой тепловоз 2ТЭ70 –


С 2005 по 2007 год было построено всего 12 машин

Которые были засланы в Котлас и Улан-Удэ, на экспериментальную эксплуатацию в адских условиях. Ломаются, но выживают. )

На этом оставим в покое корифеев пассажирского тепловозостроения и обратимся к творчеству брянских машиностроителей.
Брянский машиностроительный завод — одно из старейших машиностроительных предприятий России.
Свыше 100 лет назад начали пилить шпалы, втянулись. При СССР строили маневровые тепловозы (о маневровых в следующей части).
Теперь усиленно терзают производство грузовых локомотивов.
Терзать начали в 2005 году , начав производство 2ТЭ25К «Пересвет» –


Напересветили таких тепловозов аж целых 15 единиц, пока не выпересветили 2ТЭ25Км –

Таких надутых демонов пока две машины. Аппарат очень перспективный.

Параллельно с Пересветами был начат выпуск 2ТЭ25А «Витязь» –

Таких сделали 48 двухсекционных машин.
Дальнейшим шагом в развитии которых стали 2ТЭ25АМ –


Зашевелились и в Людиново.
Людиновский тепловозостроительный завод специализировался в СССР, и продолжает специализироваться в РФ, на выпуске маневровых тепловозов с гидро- и электропередачей.
Но, в его модельном ряде есть небольшое магистральное исключение – двухсекционный тепловоз с гидропередачей ТГ16, построенный специально для узкой (японской) колеи Сахалина, а также для его островных климатических условий.
ТГ16 советского образца, последний из которых был построен в далёком 1975 году, –

Эти бурлаки пыхтят до сих пор. Требуют замены.
Ситуация ещё интересна тем, что на Сахалине идут работы по перешивке японской колеи (1067 мм) на русскую, на наши родные 1520 мм.
Для этого изготовили специальные шпалы на три рельсовых плети, и капиталят ими сахалинские перегоны. Расчёт прост: уложить магистрали на три рельса, чтобы какое-то время было возможным эксплуатировать подвижной состав с разными тележками. Заодно меняются мосты, расчищается габарит приближенных строений. Так сеть старых японских тоннелей не подходит нашим большим и объёмным локомотивам, они в них не влазят.
Вот, очевидно, для условий переходного периода и дальнейшей эксплуатации людиновцы и явили нам прелесть, новый ТГ16М –

Тепловоз будет двухсекционным, имеющим возможность работы на тележках для японской и русской колеи. Как видим, он имеет небольшие габаритные размеры. Детище переходного периода. Построено пока две машины.

Скромное число брянских грузовых тепловозов явно бы не спасло ситуацию с грузоперевозками, если бы не флагман советского тепловозостроения –
Луганский тепловозостроительный завод (Ворошиловградский тепловозостроительный завод имени Октябрьской Революции).
После уничтожения СССР остался на Украине, прозябал, влачил жалкое существование. Предприятие, магистральными тепловозами которого, был обеспечен под завязку весь Советский Союз, ближнее и дальнее зарубежье, было вынужденно делать дешёвые трамваи.
Мытарился завод мытарился, пока не обрёлся в весёлой семье российского Трансмашхолдинга. Тут то, и покатила работа по заказам РЖД.
И так, советского перспективного наследия на заводе хватало. На его основе можно было бы погрузиться в пучину изобретений, но железным дорогам России были нужны проверенные грузовые магистральные тепловозы, быстро и много.
Выбор пал на классический горбатый «Боинг», 2ТЭ116, которые РЖД продолжали потихоньку покупать все 90-тые годы –

Несколько десятков машин строились без конструктивных изменений, их просто уже окрашивали «в те цвета, в которые они себя окрасили». В 2007 году ещё не было корпоративных цветов, тепловозы сделали синенькими, с логотипами РЖД и ТМХ на бортах.
Это продолжалось недолго. Классическая серия 2ТЭ116 иссякла.
2007 год принёс РЖД усовершенствованный 116-тый.

Наступила эпоха российских 2ТЭ116У, которые делались российскому заказчику российским предприятием, находившемся некоторое время на Украине –

Была применена новая кабина, внесёны конструктивные изменения.

На май 2015 года построено 329 двухсекционных машин 2ТЭ116У –


Благодаря тем же РЖД, была сделана и небольшая партия в 33 машины 2ТЭ116УМ, для железных дорог Монголии –

ОАО РЖД управляет 50-процентным пакетом принадлежащих России акций Улан-Баторской железной дороги.

52 машины с дизелем фирмы General Eleсtriс (GEVO V12 производства GE Transportation и тяговый агрегат А723МУ2 производства ГП «Завод Электротяжмаш»), 2ТЭ116УД для РЖД и 4 для Улан-Баторской ж.д. –


Один тепловоз с дизелем производства немецкой фирмы MTU, 2ТЭ116УР –


И, на закуску, 15 трёхсекционных машин 3ТЭ116У, которые начали производиться с 2013 года –


Таким образом, за 7 лет, Лугансктепловоз выдал 883 секции тепловозов 2ТЭ116У, 2ТЭ116УМ, 2ТЭ116УД, 2ТЭ116УР и 3ТЭ116У.
Сколько стоит одна секция в зелёных? Миллионов 5? Где-то 4.5 на миллиарда.
Tags: Российские железные дороги, Россия, подвижной состав
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments