Следы Советской Цивилизации (trainfanat) wrote,
Следы Советской Цивилизации
trainfanat

Categories:

Пассажирский поезд "Симферополь - Керчь" - ретроспектива от бакинских истоков (Часть 2)

В прошлой теме заикнулся: "...концепция его движения по Крыму является стабильной уже четвёртый десяток лет. Если не пятый. Нужно будет ещё в более старые расписания глянуть..."

Глянул в более давние годы. И выяснилось то, что крымской ночной нитке бакинского поезда уже седьмой десяток лет. Шестьдесят четыре года назад, 22 сентября 1954-го, была открыта Керченская паромная переправа. Пока не удалось выяснить: появился ли поезд "Симферополь - Баку" вместе с её открытием, или на год-два позже. Но установлено точно: в 1964 году этот поезд уже был. Тогда нынешняя станция Керчь называлась - Керчь-II.



Первый тепловоз пассажирской серии ТЭП60 был построен в апреле 1960 года. Локомотивные депо Крыма, "Керчь" и "Джанкой" получили такие машины где-то в средине шестидесятых. Они пришли на смену паровозам. Определённо точно можно сказать: бакинский поезд ещё и под паром ездил. Многих из нас ещё на свете не было, а он уже оглашал ночную крымскую степь своими протяжными гудками.


Симферополь-Пассажирский -



Наш рассматриваемый поезд имел тогда номер 87/88 -



Вот его расписание (1964) на участке "Джанкой - Керчь" -



На участке "Симферополь - Джанкой":

Из Симферополя отправлялся в 00:55 -



Прибывал в Симферополь в 03:27 -



Первое время был не таким удобным для передвижения по Крыму.

Симферополь-Пассажирский, 1965 год -



1969 год: это уже были полностью тепловозные будни -



До электрификации железных дорог Крыма ещё оставалось около трёх лет. Появление в Крымской области электровозов особо на расписания поездов не повлияло. В частности и на расписание бакинского поезда. Просто, как менял он тягу по Джанкую, так и продолжил. Если до электрификации главного советского крымского хода в Джанкое поезд менял голову (направление движения), с переприцепкой того самого тепловоза, который приводил его из Симферополя. То с 1972 года начал менять симферопольский электровоз на керченский тепловоз, тоже со сменой направления движения. Изменения расписаний были сугубо сезонными и связанными с последующим развитием железнодорожного сообщения в СССР.

Предстоящая (планируемая) в 2020 году практика вождения некоторых скорых поездов от Керчи (Чистополья) в Симферополь, без стоянки и смены направления движения по Джанкою, и без смены тяги, будет применена впервые, за всю историю железных дорог России. Конечно, если не передумают.

В СССР длина составов, которые следовали через Керченский пролив, была ограничена вместительностью железнодорожных паромов. Нужно было перевозить один пассажирский поезд за одну ходку. От того они и были на участке от Керчи до Порта Кавказ длиной не более двенадцати вагонов.



И ходили через Керченский пролив лишь медленные пассажирские поезда, кланяющиеся каждому столбу. Даже "Севастополь - Свердловск" не был скорым. Это он позже вышел из категории "Пассажирский", когда уже при Украине стал "Скорым" с маршрутом "Симферополь - Екатеринбург". Никак ускоренных транзитных скорых, с малым числом остановок, через Керченский пролив никогда не ходило вообще.

С запуском железнодорожной части Крымского моста, тоже впервые в истории железных дорог России, через Керчь пойдут транзитные скорые поезда. Никто не откатит будущий "Екатеринбург - Симферополь" обратно в ранг "Пассажирский". Его вернут на исторический маршрут, но того количества остановок, которое было у него при Союзе, уже не будет. Возможно и не будет остановки по Джанкою.

Это лишь подтверждает то, что Джанкой без поездов дальнего следования оставлять никак нельзя. И именно ночная нитка бывшего бакинского поезда, с выходом на материк, как было сказано в прошлой теме, будет нужна людям.

________________________________________________________________________________________________________________________________

Кстати, крымская ночная нитка бакинского поезда тоже имеет свои корни, уходящие в 1916 год -





Хотел с неё продолжить ретроспективу, но решил не протягивать факты за уши весь тот нафталин. Там и в 1907 году уже что-то ездило -



И в 1945 году поезд был -



Что-то уже вырисовывалось в зародыше. Не более.

Tags: Керчь, Крымская железная дорога, МПС СССР, СССР
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments